Как стать корреспондентом?

Сегодня ни для кого не является секретом тот факт, что корреспондент газеты или телевидения – это достойная профессия, которая часто очень неплохо оплачивается. Однако те, кто всерьёз задумывается как стать корреспондентом, должны понимать, что далеко не все представители этой популярной специальности ведут репортажи из респектабельного Лондона или зарабатывают всемирную славу, находясь под обстрелом в «горячих точках». Чаще всего даже столичные корреспонденты носятся как угорелые за мелкими сенсациями, формируя новостную ленту короткими информационными блоками о том, как пегая корова упала в канализационный люк или как на улице Абрикосовой бодро горел молоковоз.

Понятно, что стать корреспондентом можно поступив на журналистский факультет одного из высших учебных заведений страны, однако это не единственный путь, чтобы превратиться в аккредитованного «посланника» одного из средств массовой информации. История пестрит случаями, когда знаменитыми корреспондентами становились простые издательские курьеры или совсем уж посторонние люди, предложившие газете интересные фотоснимки или очерки. Поэтому если вы твёрдо решили примерять на себя костюмчик матёрой «акулы новостей», для начала стоит разобраться, какими данными должен обладать хороший корреспондент.

Прежде всего, необходимо осознать, что корреспондент во многом схож с частным детективом, недаром же некоторые работы репортёров называют «журналистским расследованием». Поэтому умение общаться с людьми, так называемая коммуникабельность – это главная черта, которой должен обладать настоящий корреспондент. Второй краеугольный камень, на котором держатся все мировые СМИ – это интрига. Создать интригующий репортаж талантливый корреспондент сможет практически «на ровном месте», и не важно, о чём там будет идти речь – о первом младенце, родившимся первого января или о внеочередном переизбрании президента. Способность заинтриговать читателя или зрителя, в независимости от увлекательности сюжета репортажа – это необходимое для успеха качество, которое, к слову, можно развить самостоятельно.




Простой пример – допустим, начинающему корреспонденту даётся задание написать или отснять репортаж о первом младенце года. Для того, чтобы «вкусно» преподнести этот факт, необходимо отыскать какую-нибудь интересную «фишку», на которой и построить весь репортаж. Например, можно порыться в исторических справочниках и сделать подборку, кто из великих также родился в этот день. Или же связать имя и место рождения ребёнка с конкретным публичным персонажем. Ещё один вариант - подпустить мистики, изучив особенности Знаков Зодиака и предсказания астрологов на этот день. Одним словом, дополнительная информация и работа мозга – вот что нужно, чтобы заплести интригу на основе самого рядового события. При этом необходимо учитывать особенности целевой аудитории и формат издания, которое заказало конкретный репортаж. Об этом пойдёт речь в следующем разделе.

Третье и четвёртое свойство, которыми должен обладать каждый корреспондент – это «цепкий» глаз и способность грамотно выражать свои мысли и словесно оформлять наблюдения. И, наконец, умение делать выводы на основе всестороннего анализа конкретной тематики заключает список базовых критериев, определяющих причастность к этой специальности.


Целевая аудитория и формат СМИ

Целевая аудитория – это психологические и вкусовые особенности большинства зрителей или читателей, которые смотрят данный канал или читают конкретное печатное издание. Простой пример – рейтинг сталелитейных предприятий в журнале «Экономика и жизнь» вряд ли будет интересен домохозяйкам, а эмоциональные разборки возле сельмага села Задрищево однозначно не привлекут внимания серьёзного биржевого брокера. Поэтому каждый репортаж должен «бить» по конкретной целевой аудитории, что позволит максимально заинтересовать потенциальных поклонников вашего репортёрского таланта. Конечно, существуют универсальные тематики, которые сегодня мало кого оставляют равнодушными – грязное бельё звёзд шоу бизнеса, кровавые убийства, сплетни о первых лицах государства и непроверенные сведения о пристрастиях олигархов. Однако, как правило, к таким «сладким» темам начинающих репортёров не допускают, поэтому изначально стоит настраиваться на увлекательное описание факта спасения коровы из канализационного люка.

Формат канала или издания – это определённый набор стандартов, ориентированных на всё ту же целевую аудиторию. Поэтому предлагать в журнал «Вяжем на дому» статью об изнасиловании путанами постового милиционера бесполезно. Зато такой материал с удовольствием примут в так называемой «жёлтой прессе» - средствах массовой дезинформации, которые в наши дни для подавляющего большинства становятся источником развлекательного и даже познавательного чтива.


Путь в профессию

Определив основные критерии потенциального корреспондента, стоит наметить пути проникновения в профессию. Самым распространённым вариантом, помогающим без образования начать карьеру фотокорреспондента, является специальность «стрингер-любитель». Этим термином называется человек, делающий самые неожиданные снимки в самых опасных ситуациях, например, во время катастроф различного масштаба или в горячих точках. То есть, если у вас есть более или менее приличный фотоаппарат, и вы готовы рисковать здоровьем и жизнью ради нескольких сотен долларов, то стрингер - это ваше призвание. Только стоит учитывать, что такая фото документалистика подразумевает высокую оперативность доставки материалов в СМИ, так как редакции два раза не платят за фотографии или видеосъёмку одного и того же события.

Второй вариант- папарацци, охотящийся за знаменитостями. Здесь объяснять ничего не надо, однако стоит предупредить, что эта профессия очень часто приводит к разбитой фотоаппаратуре, публичным оскорблениям и поломанным рёбрам. Но, как говорится, чего не сделаешь ради будущей карьеры. Однако комьюнити профессиональных папарацци, снимки которых украшают современный «жёлтый» глянец – это очень замкнутое сообщество, проникнуть в которое достаточно сложно. Но если вам удастся заснять в разных ракурсах пьяную в дым Лолиту или избивающего милиционеров Сергея Шнурова, возможно такие снимки станут вашим «звёздным часом».

Третий способ стать корреспондентом – это регулярно отсылать различные статьи на актуальные темы в газеты и интернет-издания. Понятно, что поначалу такая работа не будет оплачиваться вовсе, но даже простая публикация вашей заметки о новом курсе России в издании третьего эшелона может стать первой ступенью к началу блестящей карьеры знаменитого политического обозревателя.

Напоследок хочется предостеречь каждого, кто думает о том, как стать корреспондентом – если вы в этой жизни прочитали не больше десятка хороших книг, а ваши фото вызывают улыбку сожаления даже у вашей мамы, лучше сто раз подумайте, прежде чем пускаться во все тяжкие этой непростой и ответственной профессии.

Голиков Олег Игоревич