«Ну ты артист!»
Приходилось ли вам слышать такой возглас в свой адрес? В этом возгласе, как правило, смешано множество эмоций. Эти слова произносят иной раз с восхищением, иной раз с осуждением, часто с иронией, и всегда с некоторым отмежеванием, как будто проводят незримую черту между собой и «артистом» – мол, ишь, что вытворяет, я-то так вести себя точно не буду (не сумею, или не захочу, не позволю себе).
«Ну ты артист!» – и кто-то жутко испугался, что его оттолкнет ближайшее окружение. Нет-нет, я больше никогда не буду выделяться, это нечаянно, вы же знаете, я свой, я обычный, я как все.
«Ну ты артист!» – и кто-то вдруг ощутил пьянящий прилив радости и сил, как будто только сейчас ясно и внятно услышал то, о чем догадывался всегда, но не мог сформулировать. Ну конечно, я – артист, я другой, я могу заставить вас смеяться и плакать, я могу пробудить в вас такие сильные чувства, о которых вы и не подозревали или просто забыли в своей обыденной круговерти. Я – не такой, как все, и это открытие меня восхищает!
Человек, ощущающий особый подъем энергии в присутствии публики – артист по сути своей; именно такому человеку профессия артиста подойдет лучше, чем кому бы то ни было.
Получается, артистом надо родиться?
Врожденный артистизм – это прекрасный фундамент, основа. Но фундамент – это еще не дом, и одаренный человек – еще не артист. Настоящий артист должен владеть множеством специфических навыков. Конечно, есть самородки, пришедшие в театр или в кино из других сфер, но и они в большинстве своем осознали необходимость специальной подготовки и честно отучились в театрально-кинематографических вузах, будучи уже взрослыми солидными людьми.
Есть лишь одна категория артистов, от которых никто и никогда не требует документов о специальном образовании – это дети. Но и среди маленьких детей отбор происходит достаточно жестко: умения прочесть пару стишков, стоя на табуретке, не достаточно. Ребенок должен быть контактным, общительным, развитым в интеллектуальном плане, воспитанным и дисциплинированным. Никаких капризов! Терять съемочные дни из-за плохого настроения маленькой звезды – непростительная роскошь.
Отличная память и грамотная речь являются обязательными требованиями к актеру любого возраста.
В каких вузах учат на артиста и как подготовиться к поступлению в такой вуз?
Самые прославленные вузы страны, ведущие подготовку артистов театра, кино и эстрады, конечно же, находятся в Москве. Это ГИТИС, ВГИК, Школа-студия МХАТ, Высшие театральные училища (знаменитые «щука» и «щепка», одно училище имени Б. В. Щукина, другое имени М. С. Щепкина). При некоторых столичных вузах есть специальные школы: старшие классы в них являются профильными. В учебное расписание этих классов, помимо обычных уроков, включены актерское мастерство, история театра, сценическая речь, танец и вокал.
В регионах подготовкой местных артистических кадров занимаются актерские факультеты институтов и академий искусств.
Как и все учебные заведения творческой направленности, актерские вузы проводят проверку способностей абитуриентов. У каждого вуза список испытаний свой, но есть и общепринятые стандарты: необходимо прочесть наизусть стихотворный или прозаический отрывок, разыграть сценку (этюд) на предложенную экзаменаторами тему, продемонстрировать пластику тела и музыкальность, уметь поддержать беседу о театре, музыке, поэзии, живописи.
Если абитуриент раньше занимался в театральной студии, учился в музыкальной школе, пел в хоре или танцевал в народном ансамбле, он легче пройдет творческие испытания. Человек с хорошей эрудицией, умеющий отстаивать свою точку зрения, тоже будет «взят на заметку»: ведь лучшие отечественные актеры всегда отличались высоким уровнем интеллекта и красивой образной речью.
Если вы на сцене чувствуете себя по-настоящему счастливыми – рискуйте, штурмуйте приемные комиссии театральных вузов. И тогда – кто знает! – может быть, через несколько лет те, кто подсмеивался над вами за вашу страсть к театру, будут гордиться тем, что первыми сказали о вас «Ну ты артист!»
Приходилось ли вам слышать такой возглас в свой адрес? В этом возгласе, как правило, смешано множество эмоций. Эти слова произносят иной раз с восхищением, иной раз с осуждением, часто с иронией, и всегда с некоторым отмежеванием, как будто проводят незримую черту между собой и «артистом» – мол, ишь, что вытворяет, я-то так вести себя точно не буду (не сумею, или не захочу, не позволю себе).
«Ну ты артист!» – и кто-то жутко испугался, что его оттолкнет ближайшее окружение. Нет-нет, я больше никогда не буду выделяться, это нечаянно, вы же знаете, я свой, я обычный, я как все.
«Ну ты артист!» – и кто-то вдруг ощутил пьянящий прилив радости и сил, как будто только сейчас ясно и внятно услышал то, о чем догадывался всегда, но не мог сформулировать. Ну конечно, я – артист, я другой, я могу заставить вас смеяться и плакать, я могу пробудить в вас такие сильные чувства, о которых вы и не подозревали или просто забыли в своей обыденной круговерти. Я – не такой, как все, и это открытие меня восхищает!
Человек, ощущающий особый подъем энергии в присутствии публики – артист по сути своей; именно такому человеку профессия артиста подойдет лучше, чем кому бы то ни было.
Получается, артистом надо родиться?
Врожденный артистизм – это прекрасный фундамент, основа. Но фундамент – это еще не дом, и одаренный человек – еще не артист. Настоящий артист должен владеть множеством специфических навыков. Конечно, есть самородки, пришедшие в театр или в кино из других сфер, но и они в большинстве своем осознали необходимость специальной подготовки и честно отучились в театрально-кинематографических вузах, будучи уже взрослыми солидными людьми.
Есть лишь одна категория артистов, от которых никто и никогда не требует документов о специальном образовании – это дети. Но и среди маленьких детей отбор происходит достаточно жестко: умения прочесть пару стишков, стоя на табуретке, не достаточно. Ребенок должен быть контактным, общительным, развитым в интеллектуальном плане, воспитанным и дисциплинированным. Никаких капризов! Терять съемочные дни из-за плохого настроения маленькой звезды – непростительная роскошь.
Отличная память и грамотная речь являются обязательными требованиями к актеру любого возраста.
В каких вузах учат на артиста и как подготовиться к поступлению в такой вуз?
Самые прославленные вузы страны, ведущие подготовку артистов театра, кино и эстрады, конечно же, находятся в Москве. Это ГИТИС, ВГИК, Школа-студия МХАТ, Высшие театральные училища (знаменитые «щука» и «щепка», одно училище имени Б. В. Щукина, другое имени М. С. Щепкина). При некоторых столичных вузах есть специальные школы: старшие классы в них являются профильными. В учебное расписание этих классов, помимо обычных уроков, включены актерское мастерство, история театра, сценическая речь, танец и вокал.
В регионах подготовкой местных артистических кадров занимаются актерские факультеты институтов и академий искусств.
Как и все учебные заведения творческой направленности, актерские вузы проводят проверку способностей абитуриентов. У каждого вуза список испытаний свой, но есть и общепринятые стандарты: необходимо прочесть наизусть стихотворный или прозаический отрывок, разыграть сценку (этюд) на предложенную экзаменаторами тему, продемонстрировать пластику тела и музыкальность, уметь поддержать беседу о театре, музыке, поэзии, живописи.
Если абитуриент раньше занимался в театральной студии, учился в музыкальной школе, пел в хоре или танцевал в народном ансамбле, он легче пройдет творческие испытания. Человек с хорошей эрудицией, умеющий отстаивать свою точку зрения, тоже будет «взят на заметку»: ведь лучшие отечественные актеры всегда отличались высоким уровнем интеллекта и красивой образной речью.
Если вы на сцене чувствуете себя по-настоящему счастливыми – рискуйте, штурмуйте приемные комиссии театральных вузов. И тогда – кто знает! – может быть, через несколько лет те, кто подсмеивался над вами за вашу страсть к театру, будут гордиться тем, что первыми сказали о вас «Ну ты артист!»
Галина Протопопова