Сразу предупредим: речь пойдет о людях, сочиняющих музыку, а не о том, как придумывать шахматные этюды или задачи для олимпиад по математике. Почему мы вообще заговорили о шахматах и математике? Дело в том, что авторов сложных красивых задач тоже называют композиторами, ведь слово «compositor» в буквальном переводе означает «составитель». Но все-таки чаще всего, когда мы говорим «композитор», мы имеем в виду именно сочинителя музыки.
Музыкальные конструкторы
В бескрайних просторах интернета размещены десятки компьютерных программ, помогающих любому желающему сотворить собственную композицию. К этим программам прилагаются сотни подробных мануалов, пошаговых схем и даже видеоуроков. Иногда их используют в своей клубной работе ди-джеи, но и обычный пользователь ПК, абсолютно не знакомый ни с нотной грамотой, ни с каким-либо музыкальным инструментом, вполне способен с помощью этих программ приобщиться к музыкальному творчеству.
Удовольствие от процесса создания музыки начинающий творец получает огромное! Иной раз эйфория от первых успехов настолько кружит голову свежеиспеченному автору, что он и впрямь начинает считать себя настоящим композитором. В действительности же дело обстоит немного иначе. Давайте попробуем в этом разобраться.
Программы для музыкантов-любителей, особенно для начинающих, предлагают пользователю выбирать из базы мелодий коротенькие музыкальные фрагменты, компоновать их в разной последовательности, аранжировать в разных стилях. Фактически меломан-новичок просто пользуется своеобразным музыкальным конструктором, в который ему дали поиграться создатели программы. Именно они изготовили все «кирпичи» и блоки этого конструктора: синтезировали звуки, имитировали звучание разных инструментов, записали мелодии и ритмические формулы, запрограммировали разные виды аккомпанемента, то есть преподнесли пользователю все уже в готовом виде.
Однако и программисты не сами придумывали мелодии и способы их обработки – они просто выбрали самые «ходовые» музыкальные конструкции из огромного наследия мировой музыкальной культуры.
Конечно, собрать из разнообразных блоков музыкального «лего» нечто целостное и благозвучное тоже надо суметь, но все-таки это в большей степени игра, нежели настоящий акт творения. Алгоритм работы с программами для начинающих в упрощенном виде сводится примерно к следующему ряду действий: «нажимаю на кнопку/слушаю/одобряю или отвергаю/закрепляю результат». Даже если на выходе получаются достаточно интересные вещи, автору не стоит думать о себе как о композиторе – разве что в исходном понимании этого слова: «составитель, компоновщик».
Музыкальное творчество
«Слышу собственную музыку внутри себя» – без такого пункта в рабочем алгоритме истинное музыкальное творчество немыслимо. Для настоящего композитора именно этот момент является исходным, главным.
«Настоящий композитор» в данном случае вовсе не обязательно профессиональный музыкант: имеется в виду любой человек, хоть пятилетний ребенок, наделенный даром слышать внутренним слухом то, чего до него не слышал никто и никогда. Разница между музыкантом-профессионалом и талантливым ребенком будет состоять лишь в том, что музыкант сумеет сформулировать себе творческую задачу, сумеет сочинить мелодию и удержать ее в памяти, сумеет ее спеть, сыграть, аранжировать, записать на нотной бумаге, использовать при создании нового музыкального произведения, а ребенок – нет.
Взрослый композитор-любитель, не знакомый с теорией музыки, к сожалению, окажется в таком же положении, что и пятилетний малыш. В лучшем случае самодеятельный сочинитель сумеет подобрать собственную мелодию на каком-либо музыкальном инструменте. Но сделать ее интересной для других людей меломану-дилетанту будет очень сложно: скажется незнание основ гармонии, полифонии, инструментовки и прочих тонкостей. Вывод напрашивается сам собой: человеку, у которого постоянно «душа поет», человеку, ощутившему себя настоящим источником новых музыкальных идей и желающему поделиться ими со всем миром, обязательно придется учиться музыке профессионально. Возраст при этом особого значения не имеет – призвание может «проснуться» и в 5, и в 10, и в 50 лет.
Учиться стоит не только для того, чтобы уметь исполнить или записать свою музыку. Расширение музыкального кругозора ведет к тому, что собственные музыкальные идеи становится более интересными. «Сочинительские» способности получают мощную подпитку, и в результате творчество в целом поднимается на более высокий уровень.
Кстати, в наше время многие профессиональные композиторы для воплощения своих замыслов с удовольствием используют цифровые технологии. Правда, профессионалов привлекают не музыкальные лего-конструкторы, а сложные звуковые редакторы с богатыми возможностями.
Как же все-таки стать композитором?
Рецепт прост: всегда, и в печали и в радости, прислушиваться к музыке в своей душе, любить эту музыку больше всего на свете и всю жизнь делиться этой музыкой с другими людьми. Да, вот еще: всю жизнь учиться и развиваться. Другого пути нет.
Музыкальные конструкторы
В бескрайних просторах интернета размещены десятки компьютерных программ, помогающих любому желающему сотворить собственную композицию. К этим программам прилагаются сотни подробных мануалов, пошаговых схем и даже видеоуроков. Иногда их используют в своей клубной работе ди-джеи, но и обычный пользователь ПК, абсолютно не знакомый ни с нотной грамотой, ни с каким-либо музыкальным инструментом, вполне способен с помощью этих программ приобщиться к музыкальному творчеству.
Удовольствие от процесса создания музыки начинающий творец получает огромное! Иной раз эйфория от первых успехов настолько кружит голову свежеиспеченному автору, что он и впрямь начинает считать себя настоящим композитором. В действительности же дело обстоит немного иначе. Давайте попробуем в этом разобраться.
Программы для музыкантов-любителей, особенно для начинающих, предлагают пользователю выбирать из базы мелодий коротенькие музыкальные фрагменты, компоновать их в разной последовательности, аранжировать в разных стилях. Фактически меломан-новичок просто пользуется своеобразным музыкальным конструктором, в который ему дали поиграться создатели программы. Именно они изготовили все «кирпичи» и блоки этого конструктора: синтезировали звуки, имитировали звучание разных инструментов, записали мелодии и ритмические формулы, запрограммировали разные виды аккомпанемента, то есть преподнесли пользователю все уже в готовом виде.
Однако и программисты не сами придумывали мелодии и способы их обработки – они просто выбрали самые «ходовые» музыкальные конструкции из огромного наследия мировой музыкальной культуры.
Конечно, собрать из разнообразных блоков музыкального «лего» нечто целостное и благозвучное тоже надо суметь, но все-таки это в большей степени игра, нежели настоящий акт творения. Алгоритм работы с программами для начинающих в упрощенном виде сводится примерно к следующему ряду действий: «нажимаю на кнопку/слушаю/одобряю или отвергаю/закрепляю результат». Даже если на выходе получаются достаточно интересные вещи, автору не стоит думать о себе как о композиторе – разве что в исходном понимании этого слова: «составитель, компоновщик».
Музыкальное творчество
«Слышу собственную музыку внутри себя» – без такого пункта в рабочем алгоритме истинное музыкальное творчество немыслимо. Для настоящего композитора именно этот момент является исходным, главным.
«Настоящий композитор» в данном случае вовсе не обязательно профессиональный музыкант: имеется в виду любой человек, хоть пятилетний ребенок, наделенный даром слышать внутренним слухом то, чего до него не слышал никто и никогда. Разница между музыкантом-профессионалом и талантливым ребенком будет состоять лишь в том, что музыкант сумеет сформулировать себе творческую задачу, сумеет сочинить мелодию и удержать ее в памяти, сумеет ее спеть, сыграть, аранжировать, записать на нотной бумаге, использовать при создании нового музыкального произведения, а ребенок – нет.
Взрослый композитор-любитель, не знакомый с теорией музыки, к сожалению, окажется в таком же положении, что и пятилетний малыш. В лучшем случае самодеятельный сочинитель сумеет подобрать собственную мелодию на каком-либо музыкальном инструменте. Но сделать ее интересной для других людей меломану-дилетанту будет очень сложно: скажется незнание основ гармонии, полифонии, инструментовки и прочих тонкостей. Вывод напрашивается сам собой: человеку, у которого постоянно «душа поет», человеку, ощутившему себя настоящим источником новых музыкальных идей и желающему поделиться ими со всем миром, обязательно придется учиться музыке профессионально. Возраст при этом особого значения не имеет – призвание может «проснуться» и в 5, и в 10, и в 50 лет.
Учиться стоит не только для того, чтобы уметь исполнить или записать свою музыку. Расширение музыкального кругозора ведет к тому, что собственные музыкальные идеи становится более интересными. «Сочинительские» способности получают мощную подпитку, и в результате творчество в целом поднимается на более высокий уровень.
Кстати, в наше время многие профессиональные композиторы для воплощения своих замыслов с удовольствием используют цифровые технологии. Правда, профессионалов привлекают не музыкальные лего-конструкторы, а сложные звуковые редакторы с богатыми возможностями.
Как же все-таки стать композитором?
Рецепт прост: всегда, и в печали и в радости, прислушиваться к музыке в своей душе, любить эту музыку больше всего на свете и всю жизнь делиться этой музыкой с другими людьми. Да, вот еще: всю жизнь учиться и развиваться. Другого пути нет.
Галина Протопопова