Как стать писателем простому человеку? Сегодня на этот вопрос вы сможете найти такое множество глупых ответов, что, вполне возможно, желание всерьёз приобщиться к эпистолярному жанру у вас пропадёт. Сразу открою вам секрет – как взаправду стать писателем не знают даже самые настоящие писатели, которые зарабатывают на жизнь написанием романов, повестей и рассказов. Но, тем не менее, некоторые советы, связанные с этой профессией, с известной долей осторожности заинтересованной публике можно предоставить.
Прежде всего, писательство – это вовсе не профессия, вернее, не совсем обычная профессия в традиционном толковании этого понятия. Конечно, каждый из нас, или почти каждый с различным успехом писал в школе сочинения, пытался сочинять более или менее интересные опусы в собственном дневнике, проявлял недюжинную инициативу, придумывая смешные истории для девушек или парней в институте и на работе. Но всё это не имеет ничего общего с тем вдохновлённым состоянием, которое заставляет человека подпрыгивать среди ночи и, схватив ручку или карандаш, лихорадочно записывать нахлынувшие неизвестно откуда сюжеты, диалоги или даже целые рассказы.
Здесь стоит открыть очередной секрет – сегодня большинство пишущей братии являются графоманами, то есть людьми, которые более или менее грамотно излагают свои мысли на бумаге (в компьютере), но при этом совершенно далеки от творческой составляющей истинной литературы. А если к этому прибавить тотальную безграмотность в составлении предложений и неуместное использование различного сленга на интернет-форумах, в программах телевидения и даже в университетских лекциях, то становиться ясным – для того, чтобы самостоятельно стать писателем, как минимум необходимо всерьёз заняться продуманным самообразованием. И первый шаг на этом тернистом пути – это новое или повторное знакомство с творениями знаменитых русских писателей – Гоголя, Пушкина, Бунина, Чехова, Зощенко, Булгакова и Достоевского. Чтение зарубежных авторов и различного бульварного чтива на этом этапе настоятельно не рекомендуется – плохие переводы и всё тот же сленг могут изначально извратить синтаксическую, морфологическую и смысловую основу мышления будущего писателя.
Здесь стоит открыть очередной секрет – сегодня большинство пишущей братии являются графоманами, то есть людьми, которые более или менее грамотно излагают свои мысли на бумаге (в компьютере), но при этом совершенно далеки от творческой составляющей истинной литературы. А если к этому прибавить тотальную безграмотность в составлении предложений и неуместное использование различного сленга на интернет-форумах, в программах телевидения и даже в университетских лекциях, то становиться ясным – для того, чтобы самостоятельно стать писателем, как минимум необходимо всерьёз заняться продуманным самообразованием. И первый шаг на этом тернистом пути – это новое или повторное знакомство с творениями знаменитых русских писателей – Гоголя, Пушкина, Бунина, Чехова, Зощенко, Булгакова и Достоевского. Чтение зарубежных авторов и различного бульварного чтива на этом этапе настоятельно не рекомендуется – плохие переводы и всё тот же сленг могут изначально извратить синтаксическую, морфологическую и смысловую основу мышления будущего писателя.
После того, как главные классики всех времён и народов прочитаны и перечитаны, можно попробовать написать небольшой собственный рассказ. Для этого рекомендуются продолжительные прогулки на свежем воздухе для обдумывания сюжета. Ведь недаром все известные литераторы сравнивают рождение произведения с родами ребёнка – творческие муки зачастую протекают в реальных физических недомоганиях, поэтому правильное питание с обилием фруктов и длительные прогулки, возможно, помогут вам «родить» собственное чудо. Некоторым людям для создания интересного сюжета необходим допинг в виде алкоголя. В этом случае настоятельно рекомендуется при «накате» вдохновения записывать все мысли и размышления, так как по окончании алкогольной эйфории самые интересные сюжеты могут быть безвозвратно утрачены.
Теперь два слова о самом написании литературных и публицистических произведений. Основа сюжета – это не просто стимуляция читательского интереса. Главная канва рассказа, повести или романа должна, прежде всего, безумно интересовать самого писателя. Творец просто обязан искренне любить собственных героев, даже если это негативные персонажи. Существуют два типа создания сюжета и литературного произведения вообще – это составление плана, в котором указывается сюжетная линия и главные герои с небольшими характеристиками. И так называемый интуитивный метод, когда сюжетная линия разворачивается непосредственно в ходе повествования, то бишь, написания очередной главы или даже абзаца. Нетрудно догадаться, что второй метод более продуктивен и интересен, являясь при этом довольно сложным в смысле способности фантазировать «по ходу пьесы». Например, педант Достоевский писал практически все свои романы с предварительным составлением плана, а непревзойдённый фантазёр Гоголь практически всё придумывал на ходу. К слову, «литературное планирование» ни в коей мере не уменьшает значение и качество творчества Фёдора Михайловича, скорее раскрывает индивидуальные особенности характера этого замечательного писателя.
И напоследок хочется напомнить, что любое литературное произведение после написания должно «остыть», а после повторных прочтений пройти окончательную огранку и полировку в виде многократной вычитки. В идеале для правки собственных творений лучше всего работать с распечатанным текстом, который следует читать вслух, что позволит сразу заметить огрехи в составлении предложений и исправить неизбежные грамматические ошибки.
Но самое главное в этом деле – если вас совсем не признают окружающие, потешаясь над вашими опусами, пишите для себя, пишите в стол, пишите для внуков и правнуков, пишите просто для собственного удовольствия. Ибо когда окружающий мир окончательно свихнулся на массовой культуре, насилии и наживе, любое писательство, как индивидуальное бескорыстное творчество, заслуживает всяческого уважения.
Голиков Олег Игоревич. Крымский писатель.