Как стать танцором?

«Это не мужская профессия!» – такие возгласы наверняка приходилось слышать каждому молодому человеку, который принял решение стать танцором, артистом или музыкантом. Умники-советчики действуют из самых лучших побуждений, но они не задумываются об одной простой вещи: почему названия всех этих профессий изначально имеют форму мужского рода? А ответ лежит, как говорится, на поверхности: в давние времена именно мужчины были первыми профессионалами практически во всех сферах искусства.

Возможно, люди, пренебрежительно относящиеся к арт-профессиям, считают, что рядовому танцору будет сложно достичь ощутимого материального успеха и стать настоящим хозяином собственной жизни, а впоследствии и главой семейства? Ну что ж, доля истины в этих рассуждениях есть – значит, надо стремиться к тому, чтобы стать нерядовым танцором. А для начала стоит избавиться от некоторых заблуждений, связанных с жизнью в искусстве и в шоу-бизнесе.



Миф первый: жизнь артиста – вечный праздник

Средства массовой информации зачастую формируют у обывателей представления о жизни артистов как о беспечном праздном времяпрепровождении. В результате внимание публики оказывается прикованным к скандалам, интригам, тусовкам и вечеринкам. Та часть жизни звезд, которая посвящена собственно творчеству, остается за кадром.

Между тем, у большинства талантливых людей рабочий день не нормирован, а в периоды напряженной работы над каким-либо проектом понятие «рабочий день» вообще перестает существовать, ибо сутки сменяются друг друга без перерыва на отдых. Так что профессии, связанные с искусством, человеку, желающему жить «красиво» и беззаботно, противопоказаны.
Неиссякаемое упорство, умение испытывать самое настоящее наслаждение от преодоления трудностей – вот те стержневые качества, которые должны быть в характере человека искусства, в том числе и танцора.

Миф второй: работа танцора легкая и непыльная
«Плясать – не мешки таскать», так говорят далекие от сцены люди. Но стоит хоть раз внимательно присмотреться к тому, что происходит на сцене во время балетного спектакля, чтобы понять, откуда у танцовщиков такая мощная мускулатура. За время обычного па-де-де солисту балета приходится несколько раз поднимать и удерживать партнершу на вытянутых руках, сохраняя при этом ангельское выражение лица и не смея не то что оступиться – даже покачнуться! В промежутках между поддержками артист должен исполнять сложные прыжки и вращения.
Спортивные танцы, как бальные, так и в современные, тоже требуют от танцора тренированности и выносливости, так что это еще вопрос, у кого работа тяжелее: у грузчика с его мешками или все-таки у танцора.

Миф третий: для танцора главное – красиво двигаться, а больше ничего и не надо
«Я был на сцене никем!», – вспоминал Рудольф Нуриев собственные впечатления от просмотра кинопленки с записью своего же выступления на Московском конкурсе артистов балета. Может быть, это было провал? Нет, в 1958 году Нуриев по праву стал золотым призером конкурса. Однако талантливый артист был в отчаянии: он понял, что в стремлении к безупречному мастерству упустил художественную составляющую танца, а ведь зритель идет в театр именно за художественными впечатлениями. «Мое тело безмолвно, оно не умеет говорить!», – вынес сам себе приговор Рудольф. С тех пор он все свои силы направил на то, чтобы научить свое тело «разговаривать», каждое его движение наполнить смыслом и эмоциями. И Рудольф Нуриев добился своего: воздействие его танца на публику было поистине гипнотическим.



Миф четвертый: у танцора «весь ум в ногах»

Это абсолютно ошибочное мнение почему-то широко распространено. На самом деле наибольших успехов добиваются эрудированные, хорошо образованные люди, тонко чувствующие музыку и способные выстраивать собственный рисунок танца. Развитой интеллект – важное преимущество танцора перед теми коллегами, у которых развиты только мышцы.

Миф пятый: специально учиться танцу вовсе нет необходимости, разве что балетным артистам…
На самом деле сейчас существует столько разновидностей танцев – от полузабытых менуэтов и контрдансов до современного хип-хопа и контемпорари денса – что даже на любительском уровне приходится учиться каждому из них особо. В театральную балетную труппу артист сможет поступить лишь после того, как пройдет полный курс обучения в хореографическом училище. Овладеть остальными видами танцевального искусства можно в серьезных танцевальных студиях и школах, а также в специальных учебных заведениях культуры и искусства.

Да, стать выдающимся танцором не так уж и легко…
Конечно. Путь творческого становления нелегок, но он полон удивительных открытий.
Ну что, рискнете выбрать этот путь?

Галина Протопопова